- СТРУКТУРА
СТРУКТУ́РА литературного произведения (лат. structura строение, расположение), особая организация, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных. Понимание художественного произведения как С. сформировалось еще в античности, эстетика которой уделяла особое внимание соразмерности, симметрии, ритму, количественным соотношениям частей. Пифагорейцы учили, что «успех [произведения искусства] зависит от многих числовых отношений, причем [всякая] мелочь имеет значение» (Античные мыслители об искусстве, М., 1938, с. 5). Литературоведение XX в. часто понимает под С. произведения его композицию, построение и взаимоотношение образов персонажей и других художественных образов, соотношение идейно-тематических пластов, способы развития действия; организацию языковых масс и элементов стихотворной речи (Композиция, Тема, Идея художественная, Сюжет и Фабула, Стихосложение). «Анализ в единстве формы и содержания», «целостный анализ», «системный анализ» по-разному ставят задачу изучения С. произведения как органического единства всех его аспектов (см. Форма и содержание). С. стала одним из широко обсуждаемых понятий литературоведения после 2‑й мировой войны с возникновением структурализма. В системе взглядов этого научного движения С. литературного произведения рассматривается как взаимосвязь особых эстетических знаков, как сообщение на особом языке. По аналогии с естественным языком рассматривается иерархия различных уровней; на каждом уровне выделяются наборы единиц С. и правила их соединения между собой (см. Структурная поэтика).
В отличие от естественного языка элементы С. литературного произведения приобретают собственные значения. Так, ночь в поэзии Ф. И. Тютчева, вечер в лирике А. А. Блока не только время суток (языковое значение), но и, соответственно, время открытого проявления страшных сил хаоса и указания на таинственную лирическую ситуацию встречи героя и героини. Эти собственные значения создаются не только в результате индивидуально-авторского осмысления какой-либо темы, реалии и т. д., но и за счет литературной памяти автора и читателя: онегинская строфа в творчестве поэтов послепушкинского времени всегда рассчитана на ассоциации с «Евгением Онегиным»; стихотворный размер «Думы про Опанаса» Э. Г. Багрицкого сам по себе указывает на связь с поэзией Т. Г. Шевченко и через нее с украинским фольклором. Т. о., в С. литературного произведения могут семантизироваться любые, казалось бы, самые формальные элементы. От понятия С. неотделимо понятие функции (см. Теория литературы), которую выполняет каждая данная С. в целом и каждый элемент в пределах данной С. Кибернетика и теория информации различают С. простые (механические), в которых все элементы однозначно детерминированы друг другом; сложные (органические), в которых сочетаются детерминированные и вероятностные связи; сверхсложные (социальные), в которых преобладают вероятностные связи. С ростом сложности возрастает объем и сложность передаваемой С. информации. Эстетические С., в частности литературных произведений, принадлежат к сверхсложным. Наряду со структурными элементами в литературных произведениях могут быть выделены внеструктурные элементы, которые не находятся в нерасторжимой связи со всеми другими элементами, но играют важную роль в эволюции и развитии С. (например, социальный пафос пушкинских «Цыган» с точки зрения С. романтической поэмы).
Не достигнуто единство в выделении структурных уровней литературного произведения (см. Поэтика). В плоскости образной системы различаются тропы; образы, охватывающие большую или меньшую часть текста (литературный герой, образ персонажа, пейзаж, портрет и т. п.); целый текст (например, образ России в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, в «Обрыве» И. А. Гончарова); совокупность текстов («лишние люди», «тургеневские женщины» и др.); «вечные образы» (Гамлет, Дон Кихот, Фауст). В плоскости тематики и сюжетно-фабульного строения от знаменательного «ключевого» слова как минимальной темы (мотива) восходят к сюжету текста как к совокупности мотивов и далее к «странствующим» сюжетам (см. Миграционная теория) и вечным темам (природы, любви, смерти и др.). В плоскости стихотворной речи выделяют уровни стиха (строки), строфического единства, целого текста, сверхтекстовых общностей («драматический белый стих»), В плоскости языка исследование С. литературного произведения ведется на уровнях фонологическом (см. Фоника), морфологии, синтаксиса, сверхфразовых единств, целого текста, совокупностей текстов («язык прозы Пушкина»). Взаимосвязь элементов всех уровней каждой плоскости и всех плоскостей между собой и создает С. литературного произведения. Повторяемость, устойчивость элементов высших структурных уровней всех плоскостей позволяет ставить вопрос об архетипах художественного мышления. Устойчивость элементов сверхтекстовых структурных уровней дает возможность говорить о С. историко-литературной ситуации (ср. анализы историко-литературной ситуации пушкинского времени в трудах Ю. Н. Тынянова). Одна из существенных характеристик устойчивости С. «память жанра» (М. М. Бахтин). Д. С. Лихачев поставил вопрос о структуре литературоведения как научной области.
Литература:
Шкловский В., О теории прозы, М.-Л., 1925;
Томашевский Б. В., Теория литературы, 6 изд., М.-Л., 1931;
Античные мыслители об искусстве, 2 изд., М., 1938;
Тынянов Ю. Н., Пушкин и его современники, [М., 1968];
Содружество наук и тайны творчества, М., 1968;
Новое в заруб. лингвистике, в. 8 Лингвистика текста, М., 1978;
Структура текста, [Сб. ст.], М., 1980;
Лихачев Д. С., Литература реальность литература, Л., 1981;
Bodkin M., Archetypal patterns in poetry, L., 1963;
Barthes R., Le plaisir du texte, P., [1973];
Semiotyka i struktura tekstu, Warsz., 1973;
Schmidt S. J., Texttheorie, 2 Aufl., Münch., 1976;
Riffaterre M., La production du texte, P., 1979.
также литературу при ст. Структурализм.В. С. Баевский.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.